Q
май 2004 года
С их странной манерой одеваться
и песнями о мужской любви, Franz Ferdinand — самый
причудливый успех брит-попа со времен Pulp. Могли эти
неудачники из Глазго такого добиться? Раз американские музыкальные воротилы
становятся в очередь, чтобы их заполучить, очевидно ответ будет «да!».
Молва о Franz Ferdinand пересекла
Атлантику. Когда рокеры играли в Нью-Йорке 3 месяца назад, спонсировал
команду маленький Mercury Lounge. Сегодня ночью их концерт в Bowery
Ballroom. А перед этим у группы состоится встреча с лейблом, решившим
заключить с ними контракт в Америке.
Этот не теряющий надежды рекорд-лейбл
выслал более 24 бутылок шампанского Дон Периньон, тёплое нижнее бельё,
бальзам для губ и шотландский шарф как приветствие.
«У меня тоже хороший шарф», —
застенчиво признаётся солист FF Алекс Капранос. «Неправильно, конечно,
подкупаться на шерстяные шарфы, но, по правде говоря, здесь чертовски
холодно».
За полчаса до шоу за кулисами
— сплошные драмы и суматоха. Капранос беспокоится о том, что надеть.
«Вы думаете полоски сверху и снизу сочетаются?» - спрашивает он. Выбор
рубашки и штанов всегда перерастает в большую проблему. Он выбирает
однотонные штаны и полосатую рубашку плюс чирлидерский жакет, купленный
в Канаде. «Я не хочу, чтобы люди думали, что мы этакие Gay City Rollers».
Всё это внимание к группе прибыло
с удивительной скоростью. Дебютный альбом Franz Ferdinand разошёлся
в Великобритании 200-тысячным тиражом за 4 недели. Их песни о несчастной
любви, любви между геями, желании умереть или же о желании просто смотреть
старые фильмы в полдень, поставили Franz Ferdinand в один список с такими
группами, как The Fall, The Smiths
или Pulp. В Нью-Йорке на группу большие надежды и про
Franz Ferdinand говорят, что, в отличие от Oasis, чтоне
будут всего лишь вспышкой в британском поп-микроклимате.
«Вы ошиблись с Oasis», — говорит
менеджер из Sony в Нью-Йорке. «Но эти парни — что надо. The Strokes
играла очень круто, чтобы взорвать публику. Но с Franz Ferdinand вы
можете раздеться, танцевать и веселиться, не беспокоясь о чём-либо.
Большинству британских групп понадобилось бы не одно выступление, чтобы
создать такую молву о себе».
На следующий день в Cafe Colonial
Franz Ferdinand выглядят немного небрежно. Барабанщик Пол Томпсон с
усиками-ниточками обессилен из-за гриппа, остальные же отдыхают после
10 часов, проведённых с американской прессой. Для команды, которая развивалась
далеко от блеска Лондонской музыкальной индустрии, это неожиданное разоблачение
и неустанные журналисты воспринимаются очень тяжело.
«Я думаю, что быть бессознательными
и свободными в своих идеях — вот это про нас. Нас постоянно об этом
спрашивают, а бесконечные объяснения притупляют». Это говорит Капранос.
По сути, всегда говорит он, потому что в группе он главный философ и
пропагандист, человек со хорошим знанием саунда.
«У каждого были свои амбиции,
и каждый претендовал на лидерство».
И самая первая проблема, с которой столкнулся Капранос, был гитарист/клавишник
Ник МакКарти. Хихикающий, с хорошо поставленной речью молодой человек
с очаровательной улыбкой , вы могли бы представить его с джемпером для
крикета, накинутым на плечи в каком-нибудь Оксфорде, но не в Franz Ferdinand.
Наступает шок, когда Капранос предупреждает, что он закоренелый вор.
« Ко-гда он напьётся, то начинает тырить всякую дрянь», — говорит Капранос.
МакКарти родился в Blackpool до
того, как переехал в Мюнхен, где его отец работал в Daimler-Benz. Два
года спустя он переехал в Глазго.
Также представим басиста Боба Харди, взъерошенного блондина, похожего
на розовощёкого херувима, который в свои 24 года считается в группе
ребёнком. Прошло всего 2 года, как он впервые взял в руки инструмент,
купленный в Belle&Sebastian в Глазго, и Капранос начал показывать
ему, как на нём играть. Капранос: «Я думаю, что говорю от всех нас,
что мы искали единомышленников для создания группы». На что Харди возражает:
«Я так не думаю. Я вообще не искал группы». И он тут же начинает с чувством
бранить Школу Искусств в Глазго: «Онанисты! И что Фрэн Хили числится
в списках бывших студентов несмотря на то, что даже не закончил её!».
Глазго и его Школа Искусств, и тот факт, что все участники группы, кроме
барабанщика Пола Томпсона, имеют «бродячее» прошлое — ключ к пониманию
Franz Ferdinand.
«Мы все неудачники в какой-то
мере. Не вселенские, но ведь мы так и не приспособились» - говорит Капранос.
Томпсон и Капранос познакомились
на выступлении первой группы Томпсона в клубе 13th Note Club в Глазго.
Харди вырос в Sunderland и работал садовником в Нью-Йорке, когда пошёл
поступать в школу искусств без какого-либо музыкального вдохновения.
МакКарти обучался классической игре на пианино (он ещё второй басист),
но не это привлекло в нём Капраноса. Это была кража. В первый раз они
встретились на вечеринке. Маккарти спёр водку у Капраноса, дело чуть
до драки не дошло. «Это чистая правда и мы этим не гордимся», - говорит
солист.
«Я теперь понимаю, почему в Британии алкоголь – это святое», - смеётся
Маккарти.
Были ужасные первые названия —
«Part-E-Stix» и «Leather For Leisure» (в буквальном смысле «Кожа для
Досуга» — прим. пер.), пока не придумали «Franz Ferdinand 2000». В итоге,
остановились на имени эрцгерцога, чьё предательское убийство в 1914
году стало событием, изменившим мир. Музыкальная эволюция группы происходила
вне шоу-бизнеса. Они кружили по Глазго на машине Капраноса, слушая компиляционные
записи, на которых было всё, начиная от эдинбургских Панков Josef
K и заканчи-вая Motorhead. Репетировали на заброшенном
складе. Когда приезжала полиция, они сматывали удочки, а потом начинали
всё заново.
Когда босс Domino Records Лоренс
Белл увидел их на концерте в Школе Искусств в 2003 году, на Капраносе
была кофта с капюшоном, а барабанщик был одет как моряк из 30-х. «Они
казались такими свежими и живыми, не изнурёнными и не находящимися под
чьим-то влиянием», — говорит Белл. «Они играли так, как никто не играл
раньше. Я сразу же подумал, что они были бы хорошей сделкой, и что нам
следовало беречь их».
Несмотря на интерес более крупных
лейблов, группа подписала контракт с Domino. По сведениям некоторых
источников, аванс был не более 100000 фунтов. Конечно, вы подумаете,
что заключать контракт с таким мелким лейблом — большой риск. Белл это
отрицает. «Всё имеет риск…у вас должна быть вера. Но это всё романтический
бред, как The Smiths подписали контракт с Rough Trade. Людям нужны реальные
команды, я не думаю, что они примут ещё одно корпоративное предательство».
«Я слышал The Hives подписали
контракт на 10 миллионов долларов в Америке», — говорит МакКарти. «Знают
ли группы, что это заём? Они никогда не расплатятся. Это всё закончится
сменой работы»(на время пресс-конференции, Franz Ferdinand подписали
контракт с Epic в США на сумму 1,5 миллиона долларов).
Franz Ferdinand выглядят, как
щеголи. МакКарти признаётся, что ему запретили выступать в леопардовых
легинсах. Но это всё мелочи. Один момент, который хорошо прочувствован
— Franz Ferdinand играют музыку, под которую вы можете танцевать. «Если
и была какая-нибудь преднамеренность, вот она»,- говорит Капранос. «Вы
должны танцевать под нашу музыку. Это — что-то утерянное из альтернативы
и независимой рок-музыки (indie music), как бы вы её не назвали. Некоторые
группы думают, что они должны быть неприступными, чтобы показать свой
интеллектуальный статус, показать, что в их головах крутятся умные мысли.
Мы же не замечаем никакой пропасти между сценой и танцплощадкой».
Два дня спустя после их шоу в
Bowery Ballroom, Franz Ferdinand переезжают из Hudson в Hoboken в Нью-Джерси.
Этот тихий, зажиточный городок, где родился Фрэнк Синатра. Перед концертом
и встрече в Maxwell’s, группа проводит день в студии Hoboken’s Water
Music, записывая акустические b-sides для следующего релиза — Matinee.
Капранос управляет парадом, говорит, что надо делать. У него тонкий
слух и он знает, когда что-то не так. «Немного скучно»,- заявляет он.
«Нет в этом жизни. Давайте-ка заново».
Они сделали это снова. И они довели
Goodbye Girl до совершенства, не считая одну ошибку в вокале. Капранос
поёт последний припев как «Fuck!Fuck!Fuck!», Маккарти настаивает на
том, чтобы оставить его, а продюсеры говорят, что тогда на диске будет
стикер Parental Advisory.
«Я думаю, что я дерьмовый вокалист
и поэтому я люблю свой голос», — Капранос добавляет позже: «По-моему,
правильный вокалист должен выиграть Фабрику Звёзд (Pop Idol – прим.
пер.), но я ненавижу тренироваться в пении. Вся эта техника такая скучная».
Они любят Нью-Йорк, потому что
толпа любит их, и они уже нашли крутой сутенёрский магазин одежды на
Orchard Street в Manhattan’s Lower East Side. Но когда почувствуют себя
шлюхами, они вернутся домой. Подобным образом, они пируют, находясь
в их нынешнем статусе британцев. «Чудаки. Люди с заскоками. Вот, о ком
мы пишем. И в какой-то степени это мы сами. Чтобы наилучшим способом
описать то, что сделало нас Franz Ferdinand, нужно вернуться в ту машину,
на которой мы колесили по Глазго и сделать её снова центром вселенной».
Позже, в Maxwell’s в Hoboken,
в толпе разразится рукопашная драка в толпе. Ещё более достоверное доказательство
того, что Franz Ferdinand – самое горячее британское достояние в Америке
на сегодняшний момент. Ну, для девушек, по крайней мере. Им нравятся
чувственные взгляды и напряжённые скулы, которые обладает группа из
художественной школы Глазго, прям такая освежающая эстрадная интенсивность.
Девочки их любят, а мальчики нет. Мальчики другие.
«Девчонки нас любят. Их бойфренды хотят нас избить» — размышляет Капранос.
«Суть в том, что я играю. Я правда чувствую так, словно всё моё тело
искрится от энергии. Вот так я чувствую. Таких моментов в жизни не хватает.
И их непременно не хватает в поп-музыке».
Всё, что вам нужно знать о реальном
эрцгерцоге Франце Фердинанде:
1. Предательское убийство эрцгерцога, наследника Австро-Венгерской империи,
разожгло Первую Мировую Войну.
2. Семья не считала его жену Софию Фон Chotkova достойной короны. Ей
было разрешено быть женой эрцгерцога, но она не должна была путешествовать
в королевском экипаже.
3. Он любил охоту. За всю жизнь застрелил рекордное количество птиц
и животных — 274, 889. Это он в ответе за истребление Европейского бизона
после всего 2(!) выездных охот.
4. Любимый художник Франца Фердинанда — Alois Jungwirth. Рисовал он
исключительно сцены их охоты.
5. Эрцгерцог был алчным коллекционером антиквариата. Преимущественно
ружей и мушкетов.
6. Его любимый святой – St. Hubert, покровитель охоты.
7. У убийцы эрцгерцога были точно такие же усы, как у барабанщика Franz
Ferdinand Пола Томпсона (на момент написания статьи).
Zwilling,
3/06/05
источник: журнал Q
наверх